Профориентационные мероприятия
Module is tested on more than 50 Joomla Templates
Lorem ipsum sit dollor almet 5

Что изменится с внедрением нового федерального образовательного стандарта по педагогике? С какими вызовами столкнутся школы и вузы в ближайшем будущем? Какие новые субъекты встраиваются в систему отношений «учитель — ученик» в условиях цифровой среды?

На эти вопросы ответила председатель ФУМО по укрупненной группе направлений «Образование и педагогические науки», профессор СПбГУ Елена Казакова на конференции «Преподавание педагогики в ведущих университетах: лучшие практики, тенденции, проблемы». Организатором мероприятия выступила Ассоциация ведущих университетов.

«То, что сегодня в рамках деятельности Ассоциации ведущих университетов в СПбГУ мы можем обсудить проблемы педагогики, — огромная радость для меня, — отметила профессор Казакова. — Мы все непосредственно связаны с этой областью, и от успешной работы преподавателей во многом зависит благополучие каждой семьи и государства в целом». Напомним, что несколько дней назад руководство СПбГУ поддержало инициативу Елены Казаковой о создании в Университете нового подразделения, которое займется подготовкой педагогических кадров.

Количество, а не качество

Согласно статистике, сегодня педагогическое образование в России получает около полумиллиона студентов. Примерно половина из них проходит обучение в педагогических вузах, около 40 % — в классических университетах, остальные — в профильных вузах.

При этом в нашей стране порядка миллиона учителей. Если сопоставить число студентов (а выпускается ежегодно около 100 тысяч человек) и число действующих педагогов, то можно предположить, что за 10 лет Россия может полностью обновить учительский корпус. «Однако этого не происходит, — утверждает профессор Казакова. — И перед нами встает вопрос: сколько выпускников вузов доходят до школы и становятся успешными в профессии?» Отдельной проблемой эксперт назвала необходимость реформирования и сопряжения системы среднего педагогического образования с требованиями ФГОС.

Единое пространство образования

Елена Казакова также представила итоги комплексного проекта модернизации образования за 2014–2017 годы. В числе основных достижений она выделила разработку линейной и вариативной моделей педагогического образования, утверждение образовательных и профессиональных стандартов нового поколения (они вступят в силу в 2019 году), переход к модульной системе проектирования образовательных программ и формирование широкого сообщества вузов — участников проекта (62 из 255 вузов, реализующих программы в области педагогики).

В планах на этот год — утверждение и публикация порядка 100 основных образовательных программ по укрупненной группе направлений «Образование и педагогические науки», которые будут нацелены на реализацию нового ФГОС.

«Нашей главной идеей является создание единого образовательного пространства. При этом "единое" означает не "единообразное", а "с одними требованиями к процессу и результату"», — рассказала профессор Казакова. В частности, этой цели служит переход на модульную систему, которая позволит отойти от дисциплинарного подхода к междисциплинарности и комплексности образования. Современный модуль — это совокупность дисциплин теоретического и практического характера, а также научно-исследовательской деятельности, которая позволяет сформировать универсальные, профессиональные или общепрофессиональные компетенции. Такая система уже внедрена в некоторых вузах и оценена работодателями как эффективная.

Цифровая среда как стимул изменений

Новые стандарты также требуют усиления роли проектно-исследовательской деятельности и практик, развития электронных средств обучения, реализации сетевых форм сотрудничества, качественной материально-технической базы и формирования ценностей гуманизма у обучающихся. ФГОС впервые ввел в качестве обязательной составляющей русский язык как государственный на всех этапах высшего образования.

«Для нас крайне важно выстроить единое коммуникационное пространство. Это не означает неуважение к языковому многообразию или непонимание того, как меняются язык и культура. Это означает, что мы понимаем — педагог выполняет государственную функцию. И в этом плане русский язык не только характеризует его уровень культуры, но является основным инструментом его профессионального общения», — добавила профессор Казакова.

Владение новейшими технологиями — еще одно требование, закрепленное стандартом. Эксперты подсчитали, что выпускник вуза, который хочет работать в школе, должен хорошо разбираться как минимум в 50 информационных продуктах. За время обучения студентам нужно не только вникнуть в суть новой технологической культуры и цифровой экономики, но и полностью освоить инструментарий современного учителя. Сформировать эти навыки призваны практики, в том числе и их новый вид — технологические.

Кроме того, сейчас появились и дополнительные требования к учителям, описанные в Стратегии научно-технологического развития РФ и программе «Цифровая экономика РФ». «В педагогике утвержден субъект-субъектный характер взаимодействия. Это значит, что не учитель учит ученика, а они вместе организуют свою деятельность, и ее эффективность во многом зависит от активности воспитанника. Но за последние годы мир изменился настолько, что сегодня мы имеем дело как минимум с четырьмя субъектами», — обозначила проблему Елена Казакова. В систему отношений «учитель — ученик» включились и родители, которые заявляют свои права на результаты обучения, имея собственный опыт и представления о будущем ребенка, и цифровое общество, становящееся для молодежи источником знаний и влияющее на ее ценности.

В число глобальных трендов образовательной сферы, связанных с вызовами сегодняшнего цифрового общества, входят смешанный тип обучения, построение нейросетей и использование технологий больших данных, геймификация образования, адаптивное и компетентностно-ориентированное обучение. Профессор Казакова уверена: задуматься о том, какое место эти тенденции займут в отечественном образовании, нужно уже сегодня.

Новые сети образования: «школа — вуз»

К самым острым проблемам российского образования Елена Казакова отнесла низкую готовность к междисциплинарности, разное качество подготовки в разных регионах, технологическое отставание ряда вузов от школ, разрыв между ступенями среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, необходимость возвращения к практике методической подготовки, а также разработку системы подготовки специалистов для педагогического образования.

Особое внимание было уделено социальной ответственности личности. «Давно доказано, что педагог повторяет не то, чему его учили, а то, как учили, — отметила эксперт. — Мы можем читать лекции о социально ответственном поведении, но если в жизни будущего педагога нет позитивных изменений, то свой опыт он будет транслировать и в работе. И в этом большая сложность: слишком долго в нашей стране формировался другой опыт построения образовательного пространства».

В заключение профессор Казакова подчеркнула важность совместной работы вузов и школ: «Перед нами стоит задача построения новых сетей "школа — вуз", потому что только благодаря прочности этой связи, университетскому опыту и пониманию нужд школьного образования мы сможем достичь положительных результатов».

Ответственный за содержание: первый заместитель первого проректора по образовательной деятельности — начальник Управления по организации приема А. В. Бабич.

Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..