meropriyatiya_v_regionah
Module is tested on more than 50 Joomla Templates
Lorem ipsum sit dollor almet 5

В Санкт-Петербургском университете состоялась конференция Ассоциации ведущих университетов России «Проблемы приема, обучения и социокультурной адаптации иностранных студентов». Эксперты обсудили задачи, поставленные президентом РФ и Правительством страны, — развитие экспортного потенциала российской системы образования.

Сегодня среди глобального рынка образования на российский сектор приходится только 3 % иностранных граждан, остальные выбирают для обучения США, Канаду или страны Европы. Тем временем общемировые тенденции мобильности в 2018 году постепенно меняются: Америка и Великобритания — лидеры академического обмена — понемногу теряют целевую аудиторию. Эксперты связывают это с усилением контроля за мигрантами и выходом Великобритании из Евросоюза. По прогнозам, к 2033 году 66 % среднего класса будет находиться в Азии. Если эти показатели станут реальностью, то через десять лет больше половины прироста международных студентов обеспечат Китай и Индия. Россия неизбежно ощутит эти изменения на себе.

«Важно оценивать качество иностранных обучающихся. Нам нужны лучшие студенты и лучшие аспиранты, — подчеркнул ректор СПбГУ, председатель Ассоциации ведущих университетов Николай Кропачев. — За последние годы к нам приехали более 400 ученых из других стран, и проблемы оттока нет. Из 500 постдоков СПбГУ более половины — иностранцы, значит, мы можем создать подходящие условия».

«Мы просим у Правительства повысить финансовую квоту на иностранных студентов, чтобы иметь возможность обеспечить обучение 30 тысяч человек из других стран», — рассказал о ближайших планах председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. В прошлом году, по словам председателя комитета, правила пребывания иностранных студентов были упрощены: «Внесены поправки в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", продлен срок временного пребывания, теперь им не нужно выезжать из страны, чтобы переоформить визы». Процедура приезда в Россию для будущих студентов сегодня упрощена. Вне зависимости от того, приехал студент учиться на программе бакалавриата четыре года или на один семестр по программе академической мобильности, он получит приглашение от университета, которое будет оформлено через Управление по вопросам миграции МВД. Это позволит ему получить визу на 90 суток, а после истечения этого срока продлевать ее один раз в год, не покидая территории России.

Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Екатерина Бабелюк рассказала об опыте Университета по привлечению студентов из-за рубежа. Так, у СПбГУ уже было более 30 действительных сертификатов о международной аккредитации образовательных программ, а в 2017 году первый вуз страны прошел процедуру аккредитации еще по 20 программам.

Важным этапом развития Санкт-Петербургского университета, в том числе в международном пространстве, стало присвоение особого статуса в 2009 году — появилась возможность создания собственных образовательных стандартов и, как следствие, приближения модели образования отдельно взятого вуза к национальным системам образования других стран. Это повысило конкурентоспособность Университета и его международные рейтинги как по общим показателям, так и по отдельным дисциплинам. В числе последних успехов — прорыв в рейтинге QS World University Rankings by Subject по естественным, гуманитарным, общественным наукам, менеджменту и искусствам.

Еще одно важное направление работы озвучил ректор СПбГУ — привлечение к процессу обучения и разработки образовательных программ работодателей, в том числе представителей иностранных компаний. «Сейчас у нас 75 % членов выпускных квалификационных комиссий — это работодатели. Заключено две тысячи активных договоров, из них около 200 — с иностранными компаниями. Нам нужны люди, которые будут открыто говорить, что у нас работает правильно, а что нет», — заметил Николай Кропачев. По его словам, это не просто заметно повышает качество программ, но и помогает успешному трудоустройству выпускников и повышает узнаваемость программ среди российских и иностранных абитуриентов.

Положительно сказывается на конкурентоспособности Университета и исследовательская инфраструктура. «Студентам из других стран, аспирантам, ординаторам, ученым важно, какое им будет предоставлено оборудование. В Научном парке СПбГУ сегодня 26 ресурсных центров, семь миллиардов рублей было вложено в оборудование, используется более шести тысяч единиц», — рассказала Екатерина Бабелюк. Ректор СПбГУ заметил, что из почти четырех тысяч человек, работающих на оборудовании Университета, почти четверть — это иностранные ученые и компании.

Эксперты заметили, что сегодня конкуренция за студентов ведется не между университетами, а между национальными брендами образования. Николай Кропачев предложил коллегам из других вузов создавать совместные проекты и участвовать в реализации тех наработок, которые у Санкт-Петербургского университета уже есть. Например, применить общий опыт можно в создании онлайн-курсов, в том числе и на иностранных языках, коллективных научных исследованиях и работах, общих встречах выпускников за границей и зарубежных выставках образования.

По итогам конференции, в которой приняли участие более 80 представителей ведущих российских университетов, органов государственной власти и общественных организаций, были подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства Российской Федерации и проанализированы лучшие практики в сфере приема и организации обучения иностранных граждан в российских вузах.

Ответственный за содержание: первый заместитель первого проректора по образовательной деятельности А. В. Бабич.

Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..