я профессионал
meropriyatiya_v_regionah
Поверь проверь
Онлайн-консультации для иностранцев
презентации онлайн 2018-2019

На этот вопрос мы попросили ответить директора Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимира Старостенко.

Онлайн-курсы появились в СПбГУ относительно недавно, и сейчас их портфель продолжает стремительно расширяться. Что, на ваш взгляд, эта форма обучения дала Университету как образовательному учреждению?

Университет видит свою просветительскую миссию в том, чтобы как можно большее количество людей, выбравших для себя концепцию «обучения длиною в жизнь», смогли приобщиться к уникальным знаниям, накопленным в стенах Санкт-Петербургского университета, и иметь возможность прослушать лекции профессоров СПбГУ. Университет рассматривает онлайн-курсы и как своеобразную «витрину», позволяющую продемонстрировать свою научную и ресурсную базу, транслировать идеи научной школы.

Как вы считаете, можем ли мы уже сейчас говорить о признании онлайн-образования широкой аудиторией?

Без всякого сомнения. Это видно по динамике роста аудитории онлайн-курсов. В настоящее время на российской платформе «Открытое образование», одним из учредителей которой является СПбГУ, зарегистрированы уже более 700 тысяч слушателей, и их количество неуклонно растет. Все больше и больше людей признают доступность, гибкость и направленность на профессиональные навыки, а также возможность учиться где и когда угодно, не загоняя себя в рамки фиксированного расписания. Онлайн-образование постепенно выходит на передний план как ключевой элемент постоянного профессионального роста специалиста на протяжении всей жизни.

Сейчас студенты СПбГУ могут получить в дипломе отметку о прохождении онлайн-курсов в качестве зачета соответствующей дисциплины. Почему необходимо выделять тот факт, что предмет был освоен таким дистанционным способом?

Речь идет о констатации факта освоения дисциплины в онлайн-формате, а не о специальном выделении его. Ряд исследований показывает, что освоение дисциплины в онлайн-режиме по эффективности не уступает освоению в очном формате.

Хотелось бы отметить, что онлайн-курсы значительно расширяют возможности универсантов. Сейчас в Университете реализуется большое количество междисциплинарных программ, которые неизменно пользуются популярностью. Однако нельзя объять необъятное, и зачастую у студентов различных специальностей возникает потребность взглянуть на изучаемую проблему под иным углом. В этом случае на помощь приходят онлайн-курсы, которые позволяют в удобное время и в удобном формате освоить нужные знания, найти единомышленников и познакомиться с ведущими специалистами.

Раньше в Университете был весьма широко распространен институт вольнослушательства, который позволял универсантам не просто расширить кругозор и удовлетворить любопытство, но и становился движущей силой междисциплинарности. В настоящее время онлайн-курсы, взяв на вооружение классический академический прием, фактически заместили собой вольнослушательсво, предоставляя открытый доступ к лекциям известных профессоров.

Недавно среди научно-педагогических работников СПбГУ был объявлен конкурс на создание в 2019 году новых онлайн-курсов. Как отбирались приоритетные тематики?

Мы достаточно тесно взаимодействуем с коллегами с международной образовательной платформы Coursera.org. Они держат руку на пульсе, изучая спрос на рынке онлайн-образования, и на основе своих статистических исследований (а это уже более 25 млн слушателей) делают прогнозы по поводу востребованности тех или иных тематик. Кроме того, накопленный в ходе реализации опыт позволяет проводить собственную аналитическую работу и генерировать идеи, позволяющие представить слушателям достойные образовательные продукты.

А по каким направлениям ученые и преподаватели Университета проявляют наибольшую активность?

Сложно выделить какое-то одно направление, поскольку созданные онлайн-курсы охватывают различные сферы знаний. В прошлом году, например, в открытом конкурсе на создание онлайн-курсов приняли участие более 50 заявок по разным отраслям знания. Наверное, правильнее говорить, что преподаватели Университета в принципе проявляют все большую активность в деле создания и продвижения онлайн-курсов.

См.также:

Ответственный за содержание: первый заместитель первого проректора по образовательной деятельности А. В. Бабич.

Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..