я профессионал
meropriyatiya_v_regionah
Поверь проверь
Онлайн-консультации для иностранцев
презентации онлайн 2018-2019

Магистерская программа «Кураторские исследования» — первая в России программа, которая готовит профессиональных кураторов выставочных проектов и мероприятий в сфере современного искусства. В СПбГУ состоялось заседание совета программы, в состав которого вошли известные искусствоведы России, Германии и США. Возглавила совет директор петербургского благотворительного фонда культуры и искусства Pro Arte Елена Коловская.

Кураторские исследования как отдельное тематическое направление возникло в СПбГУ в рамках магистратуры по «Арт-критике» задолго до создания самостоятельной программы. Собственно, статус программы «Кураторские исследования» получила совсем недавно — первый набор студентов состоялся в 2014 году. И уже тогда подтвердилась ее актуальность и востребованность — конкурс на программу сразу же превысил десять человек на место.

Сегодня программа «Кураторские исследования» реализуется в тесном сотрудничестве с партнером СПбГУ — Бард-колледжем (Нью-Йорк, США). Магистранты имеют возможность проходить краткосрочные стажировки в Барде, а выпускники получают не только диплом СПбГУ, но и диплом американского партнера. Такое решение Барда в отношении выпускников программы «Кураторские исследования» подчеркивает международное признание качества образования в СПбГУ и открывает перед выпускниками дополнительные перспективы и возможности.

Достойная оценка программы на международном уровне предполагает соответствующие требования к преподавателям, которые неизбежно должны сочетать научную и практическую деятельность. И сегодня это действительно так — среди преподавателей программы организатор и куратор более 70 выставок изобразительного искусства кандидат искусствоведения Глеб Ершов; основатель Музея сновидений Фрейда кандидат философских наук Виктор Мазин; автор книг «Андеграунд» и «Записки кочевников» кандидат искусствоведения Станислав Савицкий; куратор многочисленных выставок современного искусства в России и Европе кандидат искусствоведения Олеся Туркина.

Аналогичные требования предъявляются и к магистрантам — в отличие от студентов многих других программ магистранты «Кураторских исследований» должны подготовить не только магистерскую диссертацию, но и кураторский проект. Собственный кураторский проект — это обязательная часть обучения с момента создания программы, и в этом году студенты представили около двух десятков кураторских проектов на различных площадках города: в лофт-проекте «Этажи», Музее сновидений Фрейда, центре «Порт "Севкабель"», галерее Navicula Artis, Центральном музее связи имени А. С. Попова и других. Некоторые проекты вызвали интерес СМИ, в том числе и телеканалов.

Одно из важных требований к магистрантам — хорошее знание английского языка, что обусловлено не только возможностью стажировки в Барде, требующей соответствующих языковых навыков, но и тем, что почти четверть курсов программы читается на английском. Об этих и других особенностях «Кураторских исследований» рассказала в своем выступлении руководитель программы Олеся Туркина. Особое внимание в ходе заседания было уделено вопросам трудоустройства и профессиональных компетенций выпускников в контексте цифровой экономики.

«Когда я поступила на эту программу, у меня уже был опыт организации выставок и разнообразных художественных проектов, но два года обучения помогли мне увидеть и проанализировать свою работу в новой перспективе, а также открыть для себя разнообразие и потенциал форматов кураторской деятельности», — выпускница программы «Кураторские исследования» 2017 года, директор Музея нонконформистского искусства Анастасия Пацей.

Известно, что сегодня выпускники программы работают в разных учреждениях и проектах: Отделе современного искусства Государственного Эрмитажа, Отделе новейших течений Государственного Русского музея, фонде Pro Arte, Музее нонконформистского искусства, музее современного искусства «Гараж», реализуют собственные проекты в галереях Санкт-Петербурга и Москвы — они востребованы и энергичны. Однако вызовы, которые влечет за собой внедрение новых технологий, а также высокий спрос на специалистов междисциплинарного и кросс-профессионального типа диктуют и пути развития программы. Ключевой рекомендацией, которую поддержали все члены совета программы, стало введение курса по документальному сопровождению арт-проекта. Члены совета отметили необходимость обучения магистрантов обеспечению реализации проекта на всех его этапах — профессиональный куратор, по их мнению, должен знать законодательство об авторских правах, уметь готовить контракты и страховые документы, знать новые форматы хранения и транспортировки экспонатов и уметь составлять технические райдеры. Эти навыки совершенно необходимы современному куратору, поэтому в рамках реализации программы нужно будет учесть такое требование времени, а совет программы будет способствовать ее развитию в этом направлении.

Ответственный за содержание: первый заместитель первого проректора по образовательной деятельности А. В. Бабич.

Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..