CodeSlider - Joomla 2.5 simple slideshow module
ЕГЭ по обществознанию
Поверь проверь

Профессия медиатора появилась в России относительно недавно и постепенно начинает пользоваться доверием граждан. Какими особенностями она обладает, как оценить работу посредника и чем отличается медиатор от переговорщика, рассказала администратор Центра медиации СПбГУ Дарья Ефимова.

Медиация — это переговорный процесс с участием третьего независимого лица, обладающего специальными навыками и технологиями ведения переговоров. Помощь квалифицированного посредника позволяет людям разрешить спор до подачи судебного иска или найти выход из затруднительной ситуации. Например, в семейных делах — от вопросов воспитания ребенка, определения его места жительства до трудностей проведения бракоразводного процесса. Не менее успешно медиация справляется с конфликтами, которые уже перешли в стадию судебного разбирательства, причем данная технология может быть применена на любом этапе судопроизводства. Причина ее эффективности заключается в том, что при проведении медиации могут обсуждаться вопросы не только правового характера, но и все те, которые волнуют людей; прорабатываются эмоции; для каждой из достигнутых договоренностей обсуждаются и закрепляются гарантии и санкции.

Медиация как технология урегулирования конфликта существует в Европе и США порядка 70 лет. В Россию эта практика пришла только 20 лет назад, и большую роль в ее становлении сыграли преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета. В 1999 году в СПбГУ была открыта экспериментальная образовательная программа по конфликтологии, где специалисты начали развивать новое образовательное направление. Сегодня при подаче иска судья сообщает сторонам процесса о возможности мирного решения спора, в том числе и медиации. И все же профессия медиатора считается относительно новой — закон и профессиональный стандарт в рамках исторической перспективы были приняты совсем недавно, поэтому преподаватели СПбГУ продолжают работать над популяризацией медиации в России.

«Мы работаем над тем, чтобы обращений к медиаторам становилось больше, и можем отметить позитивную тенденцию. Когда в 2012 году мы начинали внедрять эту практику в школах благодаря ознакомительным лекциям, учителя говорили, что "не хотят медитировать", и нам приходилось долго объяснять, что это совершенно разные вещи. Сейчас, спустя шесть лет, приятно слышать, что людям знакомо это понятие, хотя они не всегда хорошо понимают, как происходят такие переговоры. А это уже совершенно другой формат диалога, ― пояснила Дарья Ефимова, администратор Центра медиации СПбГУ. ― Благодаря большой информационной работе люди начали больше доверять медиаторам. Иногда человеку проще рассказать о своих проблемах кому-то незнакомому, а медиатор гарантирует, что полученная информация останется конфиденциальной, поэтому порой люди рассказывают им то, о чем не знает их ближайшее окружение. Конечно, мы все еще встречаем много скептицизма, но практика показывает, что те, кто попробовал решать конфликты с помощью медиации, и в дальнейшем стараются разрешать их через переговоры с посредником».

Конфликтология — изначально междисциплинарная наука, объединяющая психологию, философию и юриспруденцию, поэтому в процессе подготовки будущего медиатора обучают широкому спектру навыков и приемов, в которых присутствуют элементы разных дисциплин. Но для профессиональной работы в этой области не менее важен собственный жизненный опыт: по закону человек не может работать медиатором до достижения 25 лет.

Подготовка экспертов по управлению переговорами в СПбГУ начинается на уровне бакалавриата, с этого года создана программа магистратуры «Медиация». Медиаторами становятся и те, кто получил первое высшее образование в самых разных областях — юриспруденции и экономике, психологии и биологии.

Будущие медиаторы еще во время обучения учатся применять полученные знания на практике под контролем профессиональных консультантов в Службе конфликтологического консультирования и медиации СПбГУ. Также в 2018 году в Университете открылся Центр медиации, созданный для оказания населению услуг. Эксперты Санкт-Петербургского университета помогают гражданам организовывать переговоры с участием третьего независимого лица, проводят конфликтологическое консультирование, а также занимаются организацией семинаров и круглых столов по теме медиации и иных примирительных процедур.

Другим способом проверить свои силы в урегулировании споров становятся конкурсы по медиации и ведению переговоров. В частности, студенты-конфликтологи СПбГУ ежегодно принимают участие в Международном конкурсе по конфликтологии и медиации с самого его основания в 2013 году и показывают хорошие результаты. В 2017 году команда универсантов заняла второе место, находясь всего в 0,15 балла от победителя, и получила диплом за первое место в номинации «Лучший прикладной анализ ситуации». В ноябре 2018 года студенты — медиаторы и конфликтологи СПбГУ вместе с тренером Дарьей Ефимовой отправились на международный конкурс «Медиация будущего» в Минске. По итогам соревнований команда медиаторов завоевала третье место, а переговорщики вошли в пятерку лидеров. Кроме того, команды СПбГУ были отмечены судьями в категориях «Лучшая командная работа» и «Лучшая работа с интересами». В настоящее время универсанты постепенно выходят на международный уровень, чтобы участвовать в крупнейших профессиональных соревнованиях. В ближайших планах преподавателей Университета — посещение в качестве наблюдателей знаменитого Международного конкурса по коммерческой медиации в Париже, знакомство с новым форматом конкурса и совершенствование программ подготовки студентов к такого рода мероприятиям.

Соревнования по медиации и ведению переговоров проходят в формате игровой медиации, которая напоминает деловую игру, похожую на муткорты юристов. До начала соревнований командам переговорщиков высылается общая информация о конфликте, например, между промышленным предприятием и администрацией города, либо это может быть межличностный конфликт. За час до проведения медиации переговорщикам выдается конфиденциальная информация, содержащая дополнительные детали предстоящего процесса. Информация, предоставленная командам, различается, при этом ее объем может быть весьма значительным. Медиаторы же, как независимая сторона, остаются знакомы только с общими фактами. Переговоры длятся полтора часа, за это время медиатор должен выстроить диалог между сторонами и организовать процесс так, чтобы участники переговоров смогли достичь взаимовыгодного решения. Задача переговорщика заключается в том, чтобы максимально отстоять свои интересы. Работа медиаторов, как и в жизни, не всегда оценивается только по достижению соглашения между сторонами, важны и отдельные изменения, которых удалось достичь благодаря медиации.

Ответственный за содержание: Первый проректор по учебной и методической работе Марина Юрьевна Лаврикова

Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..