Университетская школа юного психолога
7 октября 2024 − 5 мая 2025
онлайн
Университетская школа юного психолога — это цикл открытых онлайн-лекций от ведущих преподавателей факультета психологии СПбГУ и психологов-практиков. Цикл лекций разработан для абитуриентов, которые интересуются психологической наукой.
На наших занятиях слушатели смогут узнать ответы на самые популярные вопросы: Кто такой психолог? Зачем люди обращаются к психологу? Почему иногда конфликт нельзя решить без психологической помощи? Как справляться со стрессом? Правда ли, что психологу достаточно взгляда, чтобы узнать о человеке всё?
Заявки принимаются в течение всего учебного года.
Расписание лекций
7 октября 2024 (17:30)
У психолога нет цели, есть только путь: какой он и куда ведет?
Лектор: кандидат психологических наук Михаил Сергеевич Бриль
На занятии мы обсудим, что у психолога нет цели, есть только путь; чем больше сила — тем больше ответственность; бывают ли умные и красивые ученые? Коснемся возможных смыслов психологической работы и попробуем смириться с тем, что выбор этой профессии — есть отражение нашего внутреннего мира. Поговорим о личностных кризисах студента-психолога и возможностях его преодоления, а также о том, почему психология спасет мир, но, вероятно, какой-то другой. После занятия каждый участник будет лучше представлять, куда он попал (а куда не попадал), что теперь делать (а что делать не стоит) и как с этим жить.
21 октября, 11 ноября 2024 (17:30)
Зачем человеку психолог, если есть друзья?Лектор: психолог-консультант Психологической клиники СПбГУ Оксана Александровна Жегурова
25 ноября 2024 (17:30)
Подростковый кризис: как идет взросление и как меняются отношенияЛектор: кандидат психологических наук Виктория Евгеньевна Василенко
Возможно ли бескризисное протекание подросткового периода и в чем смысл кризиса для развития личности? Феномены современного взросления. Что меняется в период подросткового кризиса, что возникает нового в психике и поведении? Почему взрослые как будто забывают свой опыт и часто не понимают подростков, каковы основные причины конфликтов и пути их разрешения? Что может помочь подростку в общении со сверстниками и взрослыми?
9 декабря 2024 (17:30)
Возможные Я человека: как потери и надежды отражаются в Я-концепцииЛектор: кандидат психологических наук Марина Олеговна Аванесян
Возможные Я — представления человека о себе, относящиеся к тому, что он думает о своем потенциале и о своем будущем. Они могут быть как желательными, к которым он стремится, так и нежелательными, воплощения которых он хотел бы избежать. Чаще всего, говоря о возможных Я, имеют в виду будущее, которое с высокой вероятностью может произойти. Однако вероятностный модус касается и прошлого — потерянные возможные Я («кем я мог бы стать, но не стал»). Психологи предположили, что именно ландшафт прошлых и будущих возможных Я определяет наше самовосприятие и мотивационный потенциал Я-концепции. На лекции слушатели познакомятся с концепцией возможных Я и смогут исследовать их роль в своей Я-концепции.
23 декабря 2024 (17:30)
Психолог-волшебник, или Мифы и реальность о работе психологаЛектор: психолог-консультант Психологической клиники СПбГУ Яна Степановна Платонова
На лекции мы развеем популярные мифы о работе психолога, обсудим ожидания клиентов от встречи с психологом и как не попасться на этот крючок. Поговорим о различиях между психиатром, психологом-консультантом и психотерапевтом, разберемся к кому стоит обратиться в той или иной ситуации, расскажем про этические принципы психологического консультирования, а также о том, как найти своего психолога.
13 января 2025 (17:30)
Аддикции и зависимости: что, как, почему и что делать?Лектор: кандидат психологических наук Анна Владимировна Трусова
Лекция в популярном изложении познакомит слушателей с современными представлениями об аддиктивных расстройствах, которые широко распространены и чаще всего связаны с наркотиками, алкоголем и курением, а также играми. Но реальный список аддиктивных расстройств гораздо шире — могут ли они возникать практически от чего угодно? Как определить, что является зависимостью? Какие негативные последствия могут быть? Какая помощь нужна? Узнаем на лекции.
27 января 2025 (17:30)
Жить как я — это неудобно, неэффективно или неправильно? Критерии рефлексии в личной истории при планировании и как основа отношения к себеЛектор: кандидат психологических наук Юлия Евгеньевна Зайцева
Личная история и ее свидетельствование. Понятия «нормотипии» и «коммуникативного стиля». Эстетика, прагматика, этика как критерии оценки достоверности личной истории. Выбор и иерархизация критериев и их проявления при решении задач близости и становления. Конфликты дома и на работе через призму коммуникативных нормотипий. Формирование критериев и возможные психологические проблемы, связанные с их несформированностью. Диагностика нормотипий.
10 февраля 2025 (17:30)
Буду любить тебя вечноЛектор: кандидат психологических наук Татьяна Валерьевна Казанцева
Лекция сосредоточена вокруг трех вопросов: надо ли клясться в любви? Если надо, то зачем? Что имеет смысл обещать влюбленным друг другу, чтобы укрепить отношения? Социально-психологические исследования успешных отношений подскажут ответы на эти вопросы.
24 февраля 2025 (17:30)
Основы самоорганизации в решении жизненных задачЛектор: аспирант, ассистент Кафедры общей психологии СПбГУ Юлия Викторовна Скороходова
Как научиться видеть и понимать суть жизненных задач, и что от меня требуется при их решении? Когда можно не изобретать велосипед, а просто спросить старшего, как сделать? И что делать, если такого старшего нет?
10 марта 2025 (17:30)
Имитируя сознание: почему разговор о нашем субъективном опыте в эпоху ИИ показывает несовершенство нашей природыЛектор: кандидат философских наук Александр Игоревич Мусс
Одной из междисциплинарных проблем, решением которой занимается современная психология, является проблема сознания. При этом, как следует уже из слова «междисциплинарная», в изучении этой проблемы заинтересованы не только психологи, но и многие специалисты, объединенные под эгидой когнитивных нейронаук: философы, нейроученые (нейрофизиологи), лингвисты, антропологи, математики и даже инженеры. Сейчас, когда внимание людей по всему миру приковано к развитию искусственного интеллекта, именно в этих хитроумных устройствах междисциплинарные исследователи видят одно их возможных решений. В своей лекции я хотел бы поговорить с позиции психолога о том, насколько правдоподобен такой взгляд, учитывая, насколько плохо мы сами способны судить о том, обладает ли кто-то сознанием или нет...
7 апреля 2025 (17:30)
«Кто Я?» или «Где Я?»: два способа думать о себеЛектор: аспирант, ассистент Кафедры общей психологии СПбГУ Юлия Гочаевна Джаошвили
Что мы обсудим на занятии: особенности рефлексивных процессов в современную социально-культурную эпоху. Уникальность, универсальность, узнаваемость, удобство и улучшение моего Я — а в чем его функциональность? «Кто Я?» или «Где Я? — два способа думать о себе, а также сопутствующие им предписания, ценности и табу. Призвание и свое дело, комфорт и свое племя, принятие себя и личные границы: «летние мифы» и их теневая сторона (FOMO и FOBO, гостинг, психологические травмы и навязчивые грёзы). Метафора «судьбы»: традиция, модерн, постмодерн. Реалии метамодерна или «Зима близко»: функциональные сообщества, стратегии не проигрыша, отсутствие имитации.
21 апреля 2025 (18:30)
Как помочь себе справиться с тревогой и страхами при подготовке к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ)Лектор: выпускник СПбГУ, практикующий психолог в ППТ подходе Юлия Владимировна Вельман
Виды поддержки и признаки, по которым можно понять, какая поддержка необходима именно сейчас. Как распределять силы и ресурсы, чтобы все успевать и сохранять чувство контроля.
5 мая 2025 (17:30)
Психология эмоций в работах современных авторов, в частности Л. Ф. БарреттЛектор: аспирант, практикующий психолог Александр Веснин
На лекции слушатели познакомятся с одним из актуальных и наиболее популярным взглядом на природу эмоций.