Интеллектуальная география: новая программа СПбГУ для школьников Ленобласти

Весной в Ленинградском областном центре развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» состоялась профильная образовательная смена «Специальные вопросы географии и основы практической картографии». Это одна из нескольких интенсивов, специально разработанных СПбГУ для региональных центров дополнительного образования, работающих по модели образовательного центра «Сириус», направленных на профессиональную ориентацию и развитие интереса к наукам о Земле у современных школьников.

Программа ориентирована на учащихся старших классов, уже имеющих представление о перспективах собственного дальнейшего развития в области географии и картографии. Участники смены узнали об актуальных проблемах и вопросах, стоящих перед современными учёными географами, и сформировали представление о базовых методах исследования, применяемых в географической науке. Одной из важных составляющих обучения стала подготовка к участию в олимпиадах разного уровня и представление результатов как в виде решений прикладных заданий на бумаге, так и электронно-цифровой форме с применением ГИС.
Значительная часть географической составляющей обучения была посвящена разбору основных принципов формирования заданий для географических олимпиад различного уровня: участники получили знания и выработали компетенции, выходящие за рамки школьной программы, узнали о закономерностях, которые в рамках базового образования преподносятся в упрощённой форме, что не всегда отражает полную картину мира. Программа также включала в себя практическую (полевую) часть работ, посвящённую комплексному исследованию состояния лесных массивов и проведению таксационных мероприятий: определение запаса (объёма) древесины в стволе дерева, а также по отбор древесных кернов для определения возраста деревьев (с применением специального оборудования — возрастных буравов). Полевая часть имела своё продолжение в камеральных условиях, в рамках которой учащиеся изучили структуру древесины, познакомились и отработали методику подсчёта древесных колец в отобранных кернах, а также узнали о способах обработки и наглядного представления полученных полевых материалов.

Антон, ученик 10 класса МБОУ «Пустомержская СОШ» Кингисеппского района: «Мне очень хотелось получить новые знания и умения в области географии, и учителя рассказали мне о данной программе. Мне все очень понравилось: я поработал с разными картографическими программами и научился составлять карты. С удовольствием приехал бы еще!»

В части практической картографии были рассмотрены вопросы получения исходных данных, математический инструментарий картографа, способы картографического изображения, понятие о географических информационных системах (ГИС) и некоторые вопросы Интернет-картографии. Учащиеся формировали абсолютные и относительные шкалы, разрабатывали системы условных знаков, получили навыки работы в графическом редакторе. В разделе работы с географическими информационными системами учащиеся познакомились с различными форматами данных в компьютерах, научились базовым навыкам работы с векторными и растровыми слоями в QGIS, а также созданию макетов карт. В итоге каждый подготовил свой вариант карты с различным тематическим содержанием. Помимо этого, были получены навыки создания интерактивных «карт-историй» на свободную тематику, при помощи веб-сервиса StoryMapJS.

Арина, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 5 Лужского района: «Я очень заинтересована в предмете "География", и когда я увидела на сайте центра "Интеллект" эту программу, то захотела попробовать себя в ней. Узнала много нового о физгеографии, познакомилась с картографией и изучила ее основы. Мне все понравилось, программа была насыщенной и интересной! С каждым днем мы узнавали все больше и больше, и дни пролетели так быстро!»

Программа была реализована доцентом Кафедры картографии и геоинформатики Ольгой Владимировной Артемьевой, старшим преподавателем Кафедры физической географии и ландшафтного планирования Ильей Владимировичем Волковым, аспиранткой по научной специальности «Геодезия» Ариной Раковой и студентом бакалавриата направления «Картография и геоинформатика» Игорем Флоринским.