«Неделя физики СПбГУ» в Волгоградской области

Во второй половине апреля более 80-ти одаренных школьников, а также учителя Волгоградской области приняли участие в «Днях СПбГУ», проведенных представителем Санкт-Петербургского государственного университета на площадках ГБДОУ ВО «Зеленая волна» и МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30 имени Медведева С.Р.» в городе Волжский.

В этот раз «Дни СПбГУ» были посвящены физике. Доцент кафедры квантовой механики, кандидат физико-математических наук Иван Александрович Алекандров провел образовательный интенсив «Эффективные методы решения нестандартных задач по физике», а также серию открытых занятий для школьников и учителей.

Интенсив был посвящен решению сложных олимпиадных задач по двум ключевым направлениям физики — «Механика» и «Законы сохранения». На занятиях старшеклассники разбирали темы из разных разделов физики 9−10 класса: механика, термодинамика, электричество.

«Например, электрические цепи школьники изучают с 8 класса, поэтому эту тему можно рассматривать без проблем и девятиклассникам, и десятиклассникам, — рассказал Иван Александров. — Мы стараемся обсуждать вопросы, которые на школьных уроках не рассматривают, потому что они рассчитаны на олимпиадный уровень».

Интенсив был построен таким образом, чтобы максимально активизировать работу школьников. Вместе с преподавателем участники решали и обсуждали. Особое внимание уделялось не только правильному ответу, но и четкому, логичному изложению хода решения, пониманию физических принципов, лежащих в основе задач.

«Мне было очень интересно, хотя поначалу было сложно войти в рабочий ритм, потому что задания непростые, уровня городской олимпиады Санкт-Петербурга или заключительного этапа ВсОШ. Но благодаря объяснениям, все стало гораздо понятнее и уже не так страшно», — поделилась десятиклассница Даша Ермолаева.

По словам Ивана Александровича, все ребята замотивированы на высокий результат и работать с ними ему было легко. «Видно, что они здесь не потому, что их заставили, им действительно это интересно и нужно. Когда я был школьником, любил олимпиады, поэтому с первого курса начал их сам придумывать и работать со школьниками. Хочется показать им, что физика вовсе не скучная, а очень даже интересная и полезная наука. С физикой мы живем бок о бок. Знания могут пригодиться где угодно и когда угодно, даже если это не главная ваша специальность».

Формат живого общения был тепло встречен участниками образовательного интенсива, позволив юным физикам погрузиться, пусть и на несколько дней, в мир Университета.

В рамках «Дней СПбГУ» также состоялся открытый мастер-класс для учителей на тему «Симметрии, размерности и масштабы в задачах по физике», на котором волгоградским педагогом были предложены простые способы для решения школьных задач по физике разного уровня.

По словам Ивана Александровича: «Я показываю идеи, простые, при этом очень фундаментальные, которые мы можем использовать в решении школьных задач олимпиадных или не олимпиадных. Эти идеи связаны с уже более фундаментальной наукой, поскольку в теоретической физике, которой я занимаюсь, на самом деле понятия симметрии и размерности играют центральную роль.

С педагогами мы обсудили, как можно сразу дать ответ на вопрос задачи, не приводя каких-то вычислений. Зачем это нужно? Ну, во-первых, если говорить о контексте олимпиадных заданий, то это позволяет очень эффективно решать многие задачи, упрощает решение. Речь идет не об очередном методе решения школьных задач. Я хочу показать, что на самом деле это только начало очень долгого пути, большого разговора, который нужно начинать уже со школьниками 7-8 классов».

По мнению участников мастер-класса, за довольно короткое время они получили достаточно много полезной информации, увидели, как можно просто и понятно объяснить абстрактные понятия, представить новые подходы к решению задач, которые помогут школьникам понять сложные системы.

«Сегодня я сделала большое открытие для себя — сложные задачи можно решить легче и проще, — отметила Татьяна Анатольевна Каюрова, учитель физики Ильёвской школы Калачевского района Волгоградской области. — Теперь я буду по-другому готовить своих учеников к олимпиадам».

В целом, мастер-класс вызвал желание педагогов погрузиться в тему более глубоко и, конечно же, применить полученные знания в дальнейшей работе при работе с одаренными детьми.