Профильная смена в Бурятии

В конце весны в Региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей Республики Бурятия «Асториум» СПбГУ провел смену по математике для обучающихся. Занятия были посвящены подготовке к различным олимпиадам и решению задач повышенной сложности.

Слушателями программы были учащиеся 8 классов образовательных учреждений республики Бурятия, часть из которых уже проявили себя на олимпиадах по математики различного уровня. Все участники продемонстрировали настоящий интерес к математике и показали отличное знание школьной программы, проявляли активность на протяжении всей интенсивной смены (60 уроков математики за 10 дней), с интересом задавали различные вопросы по теме занятий и с готовностью приступали к абсолютно новому для себя материалу. Некоторые ребята уже определились, что готовы связать с математикой и свою будущую профессию. Разработали программу и реализовали интенсив научно‑педагогические работники СПбГУ — Гладкая Анна Владимировна, кандидат физико‑математических наук, ассистент Кафедры математического анализа СПбГУ и Горшанова Анастасия, ассистент Кафедры математического анализа СПбГУ.

Программа была поделена на 2 части. Первая была посвящена задачам на логику, различным темам из алгебры. Были отработаны, так называемые, классические приемы в решении олимпиадных задач, такие как: принцип Дирихле, использование вспомогательной раскраски, перебор случаев и оценки.

На занятиях мы проходили различные темы по алгебре и геометрии. На геометрии проходили теорему Птолемея, дополнительные построения в геометрии и различные неравенства „средних“ в геометрии. Данный курс математики очень полезен для меня, потому что я хочу связать свою жизнь с научной математикой. Спасибо организаторам этой программы и нашим учителям, которые все эти 10 дней учили нас и помогали разбираться в различных трудностях, которые возникали у нас.

Учащийся МАОУ «ФМШ 56» Даниил Карымов


Во второй половине смены проводились занятия по геометрии. Участники продемонстрировали отличное знание школьной программы и оригинальный подход к решению геометрических задач повышенного уровня сложности. Несколько занятий было отведено на решение задач с дополнительным построением. Такие виды заданий помогают не только задействовать на практике широкий спектр различных геометрических фактов, но и развить математическую интуицию и умение смотреть на предмет исследования с разных сторон. Кроме того, ребята познакомились с экстремальными задачами и геометрическими неравенствами, которые выходят за рамки школьной программы. При решении некоторых из этих задач использовались неравенства о классических средних, с которыми школьники познакомились в первой части смены, а затем получили возможность применить их на практике. Также ребята узнали, как в геометрических задачах можно применить такой важный математический инструмент как метод математической индукции.

Я обучался на программе „Решение задач повышенного уровня сложности по математике“. Нас обучали высококвалифицированные преподаватели из Санкт-Петербургского государственного университета. На программе мы затрагивали такие темы как чётность — нечетность, арифметические равенства, раскраска, комбинаторика, дополнительные построения, геометрические неравенства, принцип Дирихле и многое другое. Я смог разобраться в новых, довольно тяжёлых и порою непонятных темах. Я думаю благодаря обучению на этой программе, я смогу в будущем решать подобные задачи.

Учащийся МАОУ «ФМШ 56» Максим Кузнецов


Это уже второе совместное мероприятие центра «Асториум» и СПбГУ в области математики. Сотрудничество будет продолжено и в новом учебном году.