В период школьных канул в Санкт-Петербургском государственном университете прошла летняя практика по ядерной физике и физике элементарных частиц. Участниками практики стали десятиклассники из школ-партнеров Университета: Санкт-Петербургского губернаторского физико-математического лицея № 30 и Средней общеобразовательной школы «Центр образования «Кудрово».
Научно-педагогические работники СПбГУ подготовили для школьников обширную программу, особенность которой заключалась в сочетании лекционных и лабораторных занятий. Такой подход позволил участникам попробовать свои силы в разных областях науки: теории, моделировании, программировании и практических измерениях.
В ходе практики старшеклассники познакомились с исследованиями, которые ведутся учеными СПбГУ на существующих уникальных установках в ЦЕРН и установках проекта NICA в Объединенном институте ядерных исследований. Дополнительно для ребят была организована экскурсия по Учебной лаборатории ядерных процессов, где учащиеся узнали о разработках, ведущихся в Лаборатории физики сверхвысоких энергий.
На практических занятиях школьники провели научные эксперименты на современном оборудовании, предназначенном для фундаментальных научных исследований, например, таком, как сцинтилляционный гамма-спектрометр и детектор из сверхчистого германия (HpGe-detector). В ходе практики ребята учились определять содержание радиоактивных элементов в различных пробах: почве, грибах, минералах, консервах, бананах и даже сгущенном молоке.
Завершилась летняя практика специальной научной сессией, где все участники выступили с докладами по результатам собственных исследований. Комиссия из 7 экспертов определила лучшие доклады:
-
Первое место: Шаронов Андрей (МОБУ «СОШ ЦО "Кудрово"»), доклад «Карта радиационной обстановки в лаборатории»
-
Второе место: Козловская Ева (ФМЛ № 30), доклад «Моделирование трековой системы эксперимента BM@N на основе GEANT4»
-
Третье место: Фролов Станислав (ФМЛ № 30), доклад «Радионуклидный состав проб, измеренный на сцинтилляционном гамма-спектрометре»
Представленные проекты отличались оригинальными идеями. Все школьники проявили искренний интерес к исследовательской работе и продемонстрировали умение отстаивать свою точку зрения при защите проекта.