Ректор СПбГУ предложил дать СУНЦ право работать по собственным образовательным стандартам

В Санкт‑Петербургском университете прошло совещание директоров СУНЦ и руководителей опорных вузов госкорпорации «Росатом» «О развитии системы непрерывной подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров». Организаторами совещания выступили СПбГУ и госкорпорация «Росатом».

Участники совещания обсудили перспективы развития в нашей стране системы поддержки одаренных школьников, сотрудничество специализированных учебно‑научных центров (СУНЦ) с работодателями и поддержку естественно‑научных отраслей крупными российскими корпорациями.

Александр Сергеев, научный руководитель Национального центра физики и математики, академик РАН, напомнил, что 2024 год — год трехсотлетия со дня учреждения Российской академии наук, Университета и академической гимназии: «Триединая система подготовки кадров — гимназия, университет и академия — нужна была, чтобы поднять экономический уровень страны». Он заметил, что и сегодня перед страной стоит задача модернизации экономики, а значит, система подготовки кадров должна быть самой современной. «Будущее будет определяться победой в технологиях», — уверен академик РАН.

В России для обучения одаренных детей созданы специализированные учебно‑научные центры (СУНЦ). Сегодня десять СУНЦ расположены в крупных российских городах и региональных центрах, среди которых — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск. Суммарно в них обучаются свыше двух тысяч талантливых школьников.

Один из десяти российских СУНЦ — Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ. Сейчас в гимназии учатся 360 школьников, больше половины из которых приехали в Петербург из других регионов России.

Ректор СПбГУ член‑корреспондент РАН Николай Кропачев высказал несколько предложений. Во‑первых, предоставить СУНЦ возможность работать по собственным образовательным стандартам и разрабатывать свои образовательные программы. Во‑вторых, разработать и нормативно закрепить правила взаимовыгодных отношений корпорации (финансирующей специализированное образование) и вуза (СУНЦ/школы), корпорации (финансирующей особые условия обучения по специализированной программе) и школьника/родителей и вуза (СУНЦ). В‑третьих, законодательно закрепить право вуза по инициативе работодателя‑заказчика (финансирующего образовательный процесс) менять содержание образовательной программы (уже обучающегося студента). В‑четвертых, повысить качество образования инженерных кадров за счет повышения качества преподавания не только фундаментальных дисциплин, но и таких предметов, как экономика, менеджмент, психология, право. Все участники совещания поддержали эти предложения.

«Недавно вузы начали работать по собственным образовательным стандартам и активно взаимодействовать с работодателями, вовлекая их в процесс разработки образовательных программ. Успешный опыт Санкт‑Петербургского университета и других ведущих вузов страны показывает, что такой подход позволяет готовить специалистов, которые сразу же готовы решать актуальные задачи работодателей, а значит, оказываются наиболее востребованными на рынке труда. Работодатели заинтересованы в том, чтобы образовательные программы не только в университетах, но и в школах отвечали запросам времени. Я уверен, что подготовка высококвалифицированных научных и инженерных кадров должна начинаться с СУНЦ, для них должны появиться особые образовательные стандарты, хотя бы в формате эксперимента. Такое право обязательно должно быть у тех школ, которые работают при вузах», — отметил Николай Кропачев.

Участники согласились: в СУНЦ учатся талантливые дети, которые способны освоить программу быстрее, чем это закреплено сегодня в учебно‑методических рекомендациях, им нужно дать возможность учиться по нестандартным учебным планам, прививать навыки проектной, исследовательской работы, знакомить с потенциальными работодателями.

Депутат Госдумы, первый заместитель председателя общественного совета госкорпорации «Росатом» Вячеслав Фетисов отметил, что при формировании кадрового резерва необходимо особое внимание уделять отбору и раннему выявлению способных молодых людей. «Каждый день на свет появляются талантливые дети. Еще на школьной скамье нужно этих детей поддерживать, в студенчестве делать это уже поздно», — выразил мнение Вячеслав Фетисов.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга, профессор РАН, заметил, что финансовая поддержка таких центров не должна целиком ложиться на плечи регионов. Важно привлекать государственное финансирование и средства бизнеса — работодателей, которые в конечном итоге получат в свои ряды высококвалифицированные кадры, молодых специалистов, которые начали свой путь в науку и практику еще во время обучения в школе.

Такие компании в России есть. Заместитель генерального директора по персоналу госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева рассказала, что уже сегодня «Росатом» сотрудничает с ведущими техническими вузами страны. Так, например, в Сарове был открыт филиал МГУ, созданный в качестве образовательного ядра Национального центра физики и математики. В Обнинске открыт филиал опорного вуза корпорации «Росатом» — МИФИ. В Снежинске реализуется совместная с МИФИ магистерская программа.

Такой подход уже дал свои плоды: показал, что обучение студентов как можно ближе к реальным установкам, лабораториям, предприятиям, где они могли бы работать, повышает интерес к будущей профессии и помогает выпускнику сделать выбор в пользу работы по специальности.

Теперь в намерениях «Росатома» разработка системы подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров на базе профильных СУНЦ и университетских школ с учетом кадровых потребностей ведущих отраслевых производственных и научных центров.

С интересными и содержательными докладами выступили председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, ректор Санкт‑Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт‑Петербурга Андрей Максимов, член‑корреспондент Российской академии образования, президент Южного федерального университета Марина Боровская, координатор Содружества университетских и инновационных школ, учитель Университетской гимназии МГУ Андрей Гладилин, директор СУНЦ Южного федерального округа Тимур Синельников, заместитель директора по учебной и воспитательной работе Университетской гимназии МГУ имени М. В. Ломоносова Михаил Поплавский, председатель ассоциации «Консорциум опорных вузов госкорпорации "Росатом"», ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко, ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана Михаил Гордин, и. о. проректора по образовательной деятельности Санкт‑Петербургского политехнического университета Петра Великого Людмила Панкова.

По итогам встречи участники предложили пересмотреть правила приема в СУНЦ, а также разработать прозрачные и конкретные правила взаимоотношений «учитель — ученик — корпорация — вуз». Также среди важнейших задач — подготовка высококвалифицированных учителей физики и математики и проработка вузовских программ для вчерашних выпускников СУНЦ. Важным шагом для развития системы СУНЦ и естественно‑научных областей образования в целом может стать эффективная система поддержки талантливых школьников и студентов на территории всех государств — участников БРИКС.

Также участники совещания посетили Научный парк СПбГУ, где смогли увидеть, какие условия созданы в Университете для обучения школьников, какое оборудование используется для проведения сложных экспериментов и научных исследований. Так, в Научном парке СПбГУ создан и функционирует образовательный центр по направлению «Физика» для обеспечения лабораторных практикумов в рамках образовательных программ по направлениям «Физика», «Прикладная физика и математика», «Инженерно‑ориентированная физика», «Химия», «Химия, физика и механика материалов». В центр входит и отдельная лабораторная экспериментальная площадка для работы со школьниками, оснащенная современным лабораторным оборудованием.

Обучаясь на базе центра, школьники получают исследовательские навыки и знакомятся с университетскими подходами к обучению. Это создает возможность бесшовного перехода со школьной скамьи в студенческую лабораторию.